Их уроки показывают по телевизору в программе «Классная тема!», у них есть блоги с тысячами подписчиков, ученики их обожают. Кажется, педагогическим карьерам наших героев можно только позавидовать, но и до них добралось профессиональное выгорание. Юлия, Константин и Михаил рассказали нам, как сделать уроки интересными не только для школьников, но и для самих учителей, и поделились закулисными подробностями шоу «Классная тема!», которое помогает раскрыть учительские таланты.
«Что-то перевернулось в их представлении об учителе»
Юлия Садыкова, учитель истории, основательница Лиги педагогического стендапа, финалист четвертого сезона проекта
© личный архив Юлии Садыковой
Лига педагогического стендапа — это сообщество учителей, которые используют юмор, чтобы справляться с напряжением на работе. Сейчас мы выступаем со стендап-концертами: со сцены шутим о типичных школьных проблемах — учительский быт, общение с подростками, соцсети и мессенджеры. Школа вообще дает много поводов посмеяться.
Отдельная, очень богатая на материал для шуток тема — это жизнь вне школы. Есть она вообще или нет? Учителя очень много времени проводят в школе, ученикам и родителям бывает сложно представить, какими они могут быть вне ее. У меня был большой монолог, где я делилась историей своего мужа, каково это — жить с учителем. Слушать бесконечные рассказы про учеников за ужином. Мой муж вот давно уже хочет организовать профсоюз мужей учительниц.
Отклик учеников и родителей на стендап меня очень поддержал. Как будто бы что-то перевернулось в их представлении об учителе как о такой забитой фигуре с гулькой на голове и шалью на плечах. «А вы, оказывается, живой человек? У вас, оказывается, есть хобби? И у вас такая интересная жизнь? Вы так умеете выступать? А вы так же ведете уроки? Вот с такой подачей живой?» Тогда я впервые почувствовала сближение между родителями и учителями, которые обычно живут в состоянии вечной борьбы.
Было еще много скептицизма со стороны коллег: «Дает ли это результат?» Хочу заранее на этот вопрос ответить: я искренне уверена, что интерес к предмету рождается на уроке. У меня есть показательный пример — сейчас по ФГОС все ученики должны заниматься исследовательской деятельностью, то есть писать проекты. Часто такие проекты остаются реферативными: дети просто что-то скачивают из интернета. Мы тоже столкнулись с этой проблемой, но нашли выход и предложили дать вторую жизнь исследовательским проектам в научном стендапе.
Работает это так: ребята выходят на сцену рассказывать о своем проекте, но уже в формате лекторов в интересном образе. У меня девочка, например, изучала древнюю письменность и вышла выступать в образе Индианы Джонса. Мальчик выходил в образе космонавта, который осваивает Марс, и выступал с проектом по ботанике, предлагал способы сохранить растения в сложной среде.
И тут оказывается, что история — это не только даты, а это еще и разгадывание шифров. Биология — это не только клетку зарисовать, а еще и изучение процессов, которые очень важны для жизни человека. После выступления с такими проектами ребята продолжают углубляться в тему, не бросают исследование. А потом я и сама начала на уроках устраивать мини-стендап от лица разных исторических личностей. Ведь технология педагогического стендапа — это не только написание шуток. Это построение монолога по четкому алгоритму, и этот навык помогает в самых разных жизненных ситуациях.
Со стендапом я и пошла на «Классную тему!». На этот проект я подавалась дольше всего. У меня есть хорошая привычка — если я не попадаю куда-то в первый раз, я пробую до того момента, пока не пройду. Я четыре года продавала заявку, но ничего не получалось. Потом начала чаще снимать ролики для соцсетей, вести блог, учиться говорить на камеру — эти навыки мне потом очень помогли в проекте. И на четвертый год всё-таки прошла в полуфинал.
Когда поехала на съемки, меня, кажется, провожали всей школой, несмотря на то что полуфинал проходил летом. Все ждали, когда выйдет урок. И в процессе народного голосования я получила поддержку школы, голоса родителей — каждая семья проголосовала через дядей, тетей, бабушек, дедушек. Это сплотило педагогический коллектив, сплотило учеников. Ученики и меня по-другому увидели. Все были в шоке: вау! Это что, обыкновенные учителя, которые, как настоящие звезды, вот так вот снимаются по телевизору? Я рада, что помогла многим осознать, что классные учителя есть во всей России.
«Сначала меня называют очень строгим учителем, а потом — самым добрым»
Константин Барковец, учитель физики и блогер-мультипликатор, полуфиналист сезона 2023 года проекта «Классная тема!»
© личный архив Константина Барковца
Физика — непростой предмет, и немногие ребята решаются сдавать по нему экзамен. Но это не потому, что физика не интересна: она удивительна. Столько экспериментов можно показать, столько интересных тем в ней есть — не пошла электродинамика, может пойти оптика, каждый найдет свое. Но чтобы решиться сдавать экзамен, тебе нужно сильно верить в выбранное направление. А ребята, как правило, не понимают силу научных специальностей. Все сейчас мечтают стать блогерами с кучей донатов и рекламы, но мало кто знает, кем можно стать, если выбрать физику.
Я, например, амбассадор атомных уроков: на них я рассказываю, что атомная отрасль — это не только станции, это и медицина, и космос. Когда я проводил такое занятие в своем классе в обычной школе без всякого физического уклона, половина из 25 присутствующих ребят подняла руки в ответ на вопрос, хотели бы они теперь сдавать физику и связать свою жизнь с атомными технологиями. Для непрофильного класса это удивительно.
У нелюбви к физике со стороны школьников есть еще одна причина: профессиональное выгорание преподавателей, которые очень долго проработали в школе. Я понимаю прекрасно, что это слово уже всем надоело, но представьте, каково это — рассказывать про силу Архимеда 50 раз подряд? В какой-то момент понимаешь, что ты просто устал. Но когда дети видят тебя с потухшими глазами, что бы ты ни рассказывал на уроке, это уже не зайдет. Поэтому, на мой взгляд, дело совсем не в методиках, не в крутых экспериментах, а в том, как ты рассказываешь, что ты вкладываешь в это.
Когда говорят о разных современных педагогических методиках, я не очень слушаю, потому что не верю, что это работает. Мои уроки не суперкреативные, я ничего на занятиях не взрываю, не хожу в школу в костюме Эйнштейна. Я классический учитель, мои уроки есть в Сети, я их записываю прямо на месте и сразу выкладываю, без редактуры.
Более того: на самом деле я детей боюсь. Особенно когда беру класс впервые. Я совсем не экстраверт и, когда вижу новых людей, новых учеников, напрягаюсь, потому что не знаю, чего от них ждать. И сразу становлюсь таким строгим, начинаю с первого же занятия рассказывать о требованиях и прячу свои эмоции. Постепенно, когда узнаю этих ребят и понимаю, что могу быть собой, я начинаю отпускать ситуацию. Поэтому, как правило, меня сначала называют очень строгим учителем, а потом — самым добрым.
Продолжением меня в моих соцсетях стали видео о ежике, которые я рисую и анимирую сам, — теперь это моя визитная карточка. Ежик вместе со мной объясняет какие-то темы в сказочном формате: например, ежик заблудился в лесу, и, чтобы найти дорогу обратно, ему пришлось петь. Звуки отражались от деревьев, и он эти звуки слышал, как на аппарате УЗИ. После этого я рассказываю, как работает такой аппарат. То есть мой ежик — это такой проводник в физический мир. Вокруг него уже выросло целое сообщество, хотя сам он довольно странный. Он некрасивый, я специально рисую его кривым, чтобы все понимали, что делаю я это сам, а не искусственный интеллект. Для меня чем неказистее, тем роднее. Он живой, диктует мне свои условия.
© Константин Барковец
Раньше я вел тикток, он был достаточно популярен. Подписчиков было немного, но ролики набирали по полмиллиона просмотров. Но чтобы быть успешным в тиктоке, ты должен быть кринжовым учителем. Никому не интересен учитель, который садится за стол и начинает обстоятельно рассказывать: «Здравствуйте, ребята, сегодня я буду вам объяснять…» — такое сразу пролистывают. Мне не нравилось то, кем я был в тиктоке. Поэтому я перестал его вести. Хотя дети еще долго ко мне подходили и просили: «Константин Анатольевич, а запишете еще анекдот про физику?»
Участие в «Классной теме!» дало мне возможность сделать шаг вперед. Я только через несколько лет понял, что всё это было неспроста. Когда мы записывали видео для полуфиналистов прошлого года, я им сказал, что не победа важна, а сама энергия, которую вам даст «Классная тема!». Вы можете победить и быть никем. А можно оказаться на последнем месте — и взлететь. Тут всё зависит от вас.
«Захотелось создать такое место, куда ребята могли бы прийти и посмотреть что-то классное по физике»
Михаил Скрипкин, учитель физики, создатель паблика «Бородатая физика», финалист третьего сезона телепроекта
© личный архив Михаила Скрипкина
Я даже не думал становиться учителем, но вышло так, что при поступлении выбрал именно педагогический факультет. И всё равно не планировал идти работать в школу. Только на практике в вузе вдруг понял, что мне нравится преподавать.
Собственный подход складывался постепенно. Сначала помогало, что я был почти одного возраста с учениками — теперь разрыв больше, и какие-то сленговые выражения я уже не всегда понимаю. Тогда главным ориентиром были преподаватели нашего Красноярского педуниверситета: харизматичные, энергичные, умеющие подавать материал так, что хотелось учиться. И конечно, мой учитель физики — он объяснял просто, ясно и всегда наглядно.
Хотя бы раз в четверть я стараюсь проводить нестандартные занятия. Например, однажды у нас был совмещенный урок с учителем музыки: у нас в городе есть остров для активного отдыха, мы выехали туда на целый день и изучали там звук. Организовали квест со станциями, ребята делились на команды и собирали из подручных средств музыкальные инструменты. Это было здорово.
Периодически я стараюсь давать ребятам творческие задания, чтобы всем было интересно. Например, прошу записывать короткие видео, где ученики сами показывают и объясняют физические явления, или задаю рисовать эти явления, а потом рассказывать, какие особенности есть на рисунке. Однажды они писали стихотворения по физическим явлениям. Такое получается не каждый раз, но зато те, у кого хуже с естественными науками, тоже включаются.
Детям всегда интересно, когда получается сделать что-нибудь своими руками. Измерить громкость, частоту звука, температуру и так далее. Поэтому я стараюсь устраивать небольшие практические занятия, где они могут провести опыт в группах.
Больше всего заходят опыты с электростатикой — когда что-то к чему-то притягивается или отталкивается.
Однажды мне захотелось создать такое место, куда ребята могли бы прийти и посмотреть что-то классное по физике или повторить то, что мы уже проходили на наших уроках, — так появился паблик в соцсети «ВКонтакте» с мемами, «Бородатая физика». Я задумывал его не только как страничку с прикольными картинками, а в целом как группу с дополнительными материалами, но на это времени не всегда хватает. Надеюсь, каким-то образом это все-таки влияет на их интерес к предмету. Может, поэтому домашние задания они делают чуть чаще.
Вообще, у детей сейчас клиповое мышление, поэтому я стараюсь так разнообразить урок, чтобы была какая-то смена деятельности. Иногда мы даже делаем паузы с небольшими играми. Например, все смотрят на одну сторону класса и по максимуму запоминают, что там есть, а потом закрывают глаза — и должны вспомнить какой-то предмет, о котором я спрашиваю. Еще я стараюсь устраивать дискуссии по теме урока, работы в парах или мини-группах — они потом сами себя проверяют, так материал запоминается лучше.
Иногда слышу: «Я не сдаю физику, зачем она мне?» Я объясняю, что каждый предмет расширяет кругозор и помогает по-новому смотреть на мир. И еще создаются новые нейронные связи — это важно независимо от экзаменов. Даже если ты любишь свою работу, никто не застрахован от профессионального выгорания. Мне с ним помогла справиться «Классная тема!»: такие конкурсы как глоток свежего воздуха. Я решил податься туда сам, прошел не с первого раза, но зато в третьем сезоне попал в полуфинал. Мы снимали ролик про температуру. А в финале — про невесомость и космос. Это был классный опыт по съемке контента — интересно видеть, как из сценария идея превращается в готовую работу. После «Классной темы!» у меня появилось много знакомых учителей — мы общаемся, поддерживаем связь. А ученики — они и до этого конкурса меня любили
4 января в 15:15 в эфире телеканала «Россия» состоится финал «Классной темы!», в котором звезды — Александр Пушной, Владимир Маркони, Наташа Королева и другие — сразятся в умении отвечать на вопросы из школьной программы с учителями-финалистами проекта. Подключайтесь, чтобы поболеть за Юлию Садыкову — героиню нашего материала и финалистку этого сезона.