Что такое социальный найм жилья?

Понятие Договора социального найма жилья определено законодательством РФ, в частности, Жилищным и Гражданским Кодексами.

По договору одна сторона (наймодатель) передает другой стороне (наниматель) для владения и пользования жилое помещение на условиях, определяемых законом.

До 2004 года (принятие ЖК РФ) человек мог занять предоставленное государством помещение на основании различных документов (договор или ордер), однако, после внесения изменений в закон систему доработали и оставили лишь одно основание для возможности претендовать на социальное жилье – договор социального найма жилого помещения.

Наймодателем выступает установленный государственный орган или муниципальное учреждение.

Нанимателем может являться любое физическое лицо.

Найму доступно жилье, состоящее в реестре государства. Помещение должно отвечать таким характеристикам, как:

  • Изолированность (должен быть отдельный вход). При этом не подлежит найму, например, часть комнаты или смежная с другой комната, имеющая один вход.
  • Пригодность для проживания и соответствовать другим нормам (например, наличие ремонта, тепла, освещения, горячей воды и др.).

Таким образом, нельзя заключить соглашение в отношении:

  • неизолированного помещения;
  • помещения вспомогательного типа (например, кухня);
  • общего имущества дома (например, коридор квартиры);
Особенностью договора СН является его срок, точнее, его отсутствие. Договор считается бессрочным. При изменении у гражданина условий жизни и причин для получения жилья от государства, договор не расторгается.

Договор может иметь только письменную форму, причем условия определены законодательством. Форма типового соглашения закреплена Правительством РФ.

Сделка

Кто может претендовать на получение социального жилья?

Категории лиц, которые могут претендовать, на получение помещения от государства закреплены статьей 34 ЖК. К ним можно отнести:

  1. лиц малоимущих, проживающих в плохих условиях и требующих их улучшения;
  2. другие группы граждан.

Малоимущим человека может признать только орган местного самоуправления, вынесением специально предусмотренного решения. При оценке его положения в расчет берутся такие условия, как доход на каждого члена семьи, стоимость основного имущества семьи.

Чтобы признать человека нуждающимся в улучшении условий проживания его жизненная ситуация должна отвечать условиям ст. 51 ЖК РФ:

  • У обратившегося лица и членов его семьи не должно быть в собственности никакого жилья либо его доли, также у них не должны быть заключен договор о найме государственного жилья.
  • Если у лица есть помещение в собственности, то его площадь должна быть менее установленной нормы на каждого члена семьи
  • Помещение, в котором человек проживает должно находиться в столь плохом состоянии, что признать его подходящим и возможным для проживания не представляется возможным.
  • Один или несколько членов семьи будущего нанимателя имеет серьезное хроническое заболевание, поэтому дальнейшее совместное проживание с ним становится невозможно. Список таких болезней закреплен законодательством.

Существуют исключения и из этого списка. Некоторым претендентам предоставляется помещение без ожидания очереди, к ним относятся:

  • лица, проживающие, в несоответствующих закону условиях и восстановить их не представляется возможным;
  • дети-сироты и дети, которые остались без помощи родителей.

Лица, немеющие права претендовать на получение жилья от государства:

  • иностранцы;
  • лица без гражданства.

Где заключается договор СН?

Для заключения договора социального найма нужно обращаться в отделении Департамента Жилищного Фонда.

Необходимые документы для разных групп граждан

Если в очередь на получение помещения встает один человек, ему потребуются:

  1. паспорт и его копия;
  2. заявление;
  3. справка ЖЭУ;
  4. копия финансово-лицевого счета;
  5. свидетельство о браке и о смене фамилии с копиями (не всегда необходимы);
  6. справку о том, что квартира не приватизирована (берется в Городском жилищном агентстве);
  7. выписку из реестра муниципального имущества из Городского жилищного агентства;
  8. основание вселения в квартиру. Например: ордер, обменный ордер или копию корешка обменного ордера на жилье;
  9. справка БТИ;
  10. доверенность, удостоверенная нотариально, если от вашего имени действует представитель.

Если в очередь на получение помещения встает семья, к указанному списку нужно приложить документы:

  • паспорта и их копии остальных членов семьи (для детей, младше четырнадцати лет – свидетельство о рождении и его копия);
  • доказательства родства с нанимателем, с копиями.

Для военнослужащих – приложить нужно такие дополнительные документы:

  • Копии документов, подтверждающих возможность претендовать на дополнительные квадратные метры. Некоторые категории военных имеют такое право (командиры воинских частей, имеющие звание полковника и более высокое, имеющие почетное звание РФ, преподаватели военных учебных заведений, имеющие ученую степень, уволенные по состоянию здоровья или выхода на пенсию). Льготная площадь предоставляется в размере от пятнадцати до двадцати пяти квадратных метров.
  • Справка, с подтверждением отсутствия ранее подписанного сторонами договора найма государственного помещения или нахождения в собственности жилья военнослужащего или члена его семьи
  • Подтверждение сдачи предоставленного ранее жилья
  • Справки ЖЭУ с предыдущих мест проживания за последние пять лет

Для детей-сирот и детей, которые остались без помощи родителей – дополнительно прикладываются документы:

  • справка, подтверждающая отсутствие возможности проживания по предыдущему адресу (предоставляется не всегда);
  • документ об утрате помощи родителей после достижения совершеннолетия;
  • справка органа опеки о помещении ребенка в учреждение для содержания детей-сирот;
  • справка из организации, где ребенок содержится.

Порядок заключения договора

Для признания договора законным для него предусмотрена обязательная письменная форма. После его подписания выдается ордер, который является доказательством возникновения права пользования и проживания на соответствующей жилой площади.

Жилье выделяется заявителю по месту его жительства, что не препятствует возможности его переселения в другой район.

Права и обязанности наймодателя определены законом, он должен:

  • передать жилье второй стороне;
  • создать условия для надлежащего пользования коммунальными услугами;
  • участвовать в капитальном ремонте жилья. При нарушении это пункта можно требовать уменьшения оплаты пользования имуществом, взыскать понесенные убытки, требовать устранения недостатков.

Права и обязанности нанимателя закреплены ЖК РФ, он должен:

  • обеспечивать сохранность жилья;
  • участвовать в осуществлении текущего ремонта;
  • ежемесячно оплачивать коммунальные услуги;
  • предупреждать об изменении условий договора и др.

Права нанимателя:

  • проживать в помещении;
  • в любой момент отказаться от найма и заключить договор с другим наймодателем. Так же могут поступить и члены семьи нанимателя. При разногласиях сторон и невозможности прийти к единому мнению вопрос должен решаться в судебном порядке. Если в квартире живут несовершеннолетние, то дополнительно потребуется разрешение органа опеки и попечительства. При смене жилья заключается договор обмена;
  • сдать жилье или его часть в поднаем (при наличии согласия всех членов семьи);
  • позволять временное проживание иных лиц;
  • вселять других лиц;
  • требовать совершения капительного ремонта при его необходимости;

Договор расторгается при взаимном согласии обеих сторон в любое время. Он признается прекращенным со дня выезда всей семьи с занимаемой площади.

Плата по договору СН

Помещение при заключении соглашения с государством лицо получает безвозмездно, то есть за само жилье он ничего не платит. Однако некоторые услуги в последующем оплачивать придется:

  1. Оплата содержания и ремонта помещения. Расчет сумм производится исходя из всей площади помещения;
  2. Плата за коммунальные услуги. Сумма рассчитывается исходя из реально использованных коммунальных услуг, объем которых устанавливается счетчиком. При отсутствии счетчика расчет производится исходя из средних нормативов.
После подачи необходимых документов начинается процедура проверки сведений в них представленных. Заявление рассматривается в течение месяца, но срок не окончательный и может быть продлен. О необходимости продления срока рассмотрения документов вас должны известить в письменной форме.

Следующий этап заключения договора – это его подписание. На прием приглашаются все члены семьи нанимателя, достигшие совершеннолетия. Если собрать всех не представляется возможным, то отсутствующие должны представить доверенность, удостоверить которую нужно у нотариуса.

Приватизация жилья по договору СН

Часто у граждан возникает вопрос: нужна ли приватизация? Конечно, ведь проживая в квартире по заключенному договору СН, наниматель не является ее владельцем. Он лишь пользуется имуществом, собственником которого является государство. После совершения же приватизации наниматель станет собственником занимаемого помещения.

Согласно ФЗ «О приватизации» от 1991 г. жилье, полученное по договору СН можно приватизировать на тех же условиях, что и помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Никаких норм, ограничивающих право лица перевести в собственность занимаемое помещение не предусмотрено.

Для приватизации помещения вам необходимо:

  • посетить БТИ или МФЦ с целью оформления договора и сбора соответствующих документов;
  • зарегистрировать документ в управлении Росреестра.

Кто может обратиться для подачи заявления о приватизации?

  • Наниматель помещения и члены его семьи;
  • Гражданин, не участвовавший в приватизации ранее. Для доказательства этого факта ему нужно предоставить соответствующую справку.

При смене помещения по договору СН, новое жилье можно приватизировать даже, если лицо уже участвовало в приватизации. Однако предыдущее соглашение должно прекратить свое действие.

Для некоторых категорий граждан приватизация жилья может стать затруднительной. Например, поскольку военные, получают жилье, находящееся в ведомстве Министерства Обороны РФ у них могут возникнуть такие проблемы: отсутствие собственника жилья, управляющей компании, технического паспорта и другие.

Подобные случаи сильно затрудняют и затягивают процесс оформления документов поэтому часто вопрос приходится решать через суд.

В процессе приватизации выделяются такие этапы:

  1. Составление пакета необходимых документов.
  2. Получение технического и кадастрового паспортов. За оформлением придется обращаться в БТИ либо вы можете отправиться в многофункциональный центр с полным пакетом документов. Процедура, как правило, занимает около четырех – шести недель.
  3. Получение справки о неучастии в приватизации ранее. Обращаться придется либо в администрацию, либо в Департамент Управления имуществом.
  4. После получения выписки нужно обратиться в БТИ для оформления договора.
  5. Последний этап – регистрация в Управлении Росреестра. Процедура занимает в среднем две недели.

Таким образом, возможность заключения договора найма государственного жилья и возможность его приватизации в дальнейшем стало отличной помощью для всех граждан, не имеющих возможности самостоятельно приобрети жилье.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 0,00, (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий