Оформление земельного участка в собственность

Многие люди встречаются с ситуацией, когда следует пройти процедура установления права собственности. Эта процедура имеет ряд особенностей, которые стоит учитывать для уменьшения затрат и ускорения процесса передачи собственности. Во многих случаях подобными вопросами занимается нанятый юрист, но можно заняться оформлением самостоятельно.

Замеры

Порядок и условия оформления

Согласно установленным правилам на законодательном уровне провести получение права собственности на определенную территорию, с постройками или без них, можно несколькими способами. Приобрести землю можно:

  1. При передаче имущества по завещанию, при дарении и заключении договора, определяющего передачу имущества при его продаже. Также есть возможность провести обмен, к примеру, участка на недвижимость, для чего также составляется договор.
  2. При приватизации участка. В подобном случае изначально владельцем является государство.
  3. Есть возможность провести передачу юридическому лицу рассматриваемой собственности в качестве установленного капитала.
Как правило, изначально проходит заключение сделки на передачу имущества, однако, это только первоначальный этап. Моментом признания сделки действительной принято считать регистрацию в государственном органе права собственности, которая в случае, когда в качестве объекта выступает земельный участок, обязательна.

Порядок и условия оформления зависят от того, как проходила передача имущества или как было приобретено право собственности. Поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно.

Необходимые документы

В каждом случае процедура оформления проходит с предоставлением определенных документов. Если провести их подготовку заранее можно избежать многих проблем, которые часто встречаются на момент оформления права собственности.

При заключении договора купли-продажи

Для проведения процедуры оформления рассматриваемого имущества, которое перешло к вам в порядке оформления между двумя или несколькими сторонами договора купли-продажи, мены, а также при его дарении, следует обратиться в Росреестр с подготовленным пакетом документов.

Полный список необходимых документов заключается в следующем:

  1. Заявление о прохождении процедуры регистрации права собственности, которое необходимо писать непосредственно в Росресстре при использовании предоставленного образца.
  2. Документ, который является удостоверение личности обратившегося лица. В случае если правообладателя в Росрессстре представляет доверенное лицо, следует представить нотариально заверенное разрешение на проведение подобных сделок, а также паспорт, как доверенного лица, так и правообладателя.
  3. Квитанция (оригинал и копия), которая подтверждает факт уплаты пошлины в установленном размере.
  4. Выписка, касающаяся информации кадастрового плана.
  5. Непосредственно сам договор о передаче имущества вследствие его продажи, мены или дарении. При этом также должно прилагаться нотариально заверенное разрешение всех сторон на проведение подобной сделки.
  6. Оригиналы официальных документов лиц, которые отчуждают землю. В списке подобных документов: паспорт, свидетельство о праве собственности на землю или иной подобный документ.

Вышеперечисленные документы рекомендуется представлять лично на момент оформления заявления. Также для некоторых следует сделать копии.

Оформление арендованного участка

Зачастую можно встретить ситуацию, когда участок был арендован путем составления соответствующего договора. При наличии подобного договора процедура оформления несколько иная.

Провести процедуру можно по упрощенной схеме после появления закона о «дачной амнистии». Однако не все объекты подходят под категорию недвижимости, указанной в законе.

Стандартная процедура регистрации заключается в следующем:

  1. Изначально стоит получить геодезический план, который заказывают у компании, проводящей его составление.
  2. Также при прохождении процедуры понадобится генеральный план, который следует заказать в БТИ.
  3. Следующим шагом становится обращение в Министерство имущественных отношений. В иных случаях можно обратиться по месту нахождения недвижимости в районную администрацию, где пишется заявление по установленному образцу. Вместе с заявлением нужно представить акт передачи владения, ранее заказанный и полученный в БТИ генеральный план и кадастровый паспорт. При участии несовершенных детей в сделке следует получить разрешение органов опеки и попечительства в письменном виде. На рассмотрение предоставленных документов уходит примерно около месяца, после чего администрация должна уведомить о принятом решении. Зачастую вся процедура на данном этапе занимает не более 3 месяцев.
  4. Далее следует выполнить межевания участка, что необходимо для получения нового кадастрового паспорта. После получения рассматриваемого паспорта следует провести постановку земельного участка на новый кадастровый учет.
  5. Проводим регистрацию права собственности и получаем свидетельство. На этом этапе собственнику (если их несколько, то всем собственникам) или доверенному лицу следует прийти в Регистрационную палату и представить определенный пакет документов: паспорт гражданина РФ (каждый собственник предоставляет свой паспорт), межевой и кадастровый план, договор основания. После этого подписываем заявление, которое заполняется регистратором при первичном изучении представленного пакета документов.
  6. После того как заявление было подписано, регистратор заберет все документы и их копии для дальнейшего рассмотрения. При этом должна быть выдана расписка, где указано количество и наименование поданных документов.

После прохождения вышеуказанной процедуры следует прийти за свидетельством. При себе следует иметь паспорт и ранее выданную расписку.

Передача права на собственность по наследству

В случае, когда переход права собственности проходит по наследству, то при оформлении завещания предшествующего собственника процедура регистрации в значительной степени упрощается.

Согласно принятым законам наследник имеет право на наследство, и принимать каких-либо решений в этом случае не нужно. Данная особенность касается не только земли, но и всех объектов, находящихся на ней.

Процедура оформления довольно проста. В нотариальной конторе проводим открытие наследственного дела. При этом подобную процедуру следует выполнить до истечения 6-ти месячного срока, который отсчитывается со дня указания смерти предыдущего собственника. У нотариуса проводится заполнение соответствующего заявления.

После этого нотариус должен оформить и выдать доверенность, которая позволяет получить при его предъявлении нижеприведенные справки и документы:

  1. В кадастровой палате следует получить паспорт, который содержит информация о кадастровой стоимости участка. Также в паспорте содержится информация о плане участка.
  2. Соответствующую выписку, оформленную по образцу из Роснедвижимости, следует получить для оформления наследства.
  3. Документ, содержащий технические данные: количество или отсутствие строений.
  4. Также нужно получить выписку из системы ЕГРП, которая должна быть составлена по форме №3. В этом документе содержится информация о том, какую недвижимость имел наследователь. При этом содержится инструкция по следующим шагам оформления.
  5. Установленные правила на законодательном уровне определяют необходимость проведения оценки стоимости недвижимости. Заказать подобную услугу можно в любой компании. При этом нужно иметь при себе результат проведенной оценки и сам договор на оказание услуг.
  6. Паспортный стол следует посетить для получения справки о последнем месте постоянной или временной регистрации наследователя.
  7. Без документов, которые подтверждают родственные отношения с наследователем, рассматриваемый процесс значительно усложняется. Зачастую подобным документом выступает свидетельство о браке, о рождении, справка ЗАГСа. В некоторых случая доказать наличие родственных связей можно через суд. В подобном случае нужно предоставить решение суда.
  8. Если рассматриваемая процедура проводится по истечении установленных 6 месяцев, следует иметь при себе решение суда продлении установленного срока.
  9. Если есть нужно предоставить и завещание, которое должна быть отметка нотариальной фирмы, где оно было ранее составлено.
  10. Справка с налоговой инспекции.
  11. В случае если участок считается дачей, тогда следует также представить Устав садового сообщества. Для этого нужны данные из ЕГРЮЛ, которые можно получить в местной налоговой службе, к которой относится садовое товарищество.

После закрытия наследственного дела получаем у нотариуса свидетельство на наследуемый участок. Это свидетельство является подтверждающим документом права на наследство. При этом подобный документ должен быть заверен нотариально, так как в противном случае, оно не будет иметь юридической силы.

Завершающим этапом в рассматриваемом случае можно назвать регистрацию свидетельства, которое было выдано ранее нотариусом. Для этого следует посетить регистрационный государственный орган, уплатить пошлину и провести заполнение заявления.

Поданные документы заберет регистратор, который должен выдать расписку с указанием перечня и количества принятых документов на рассмотрение. Кроме этого, в расписке указывается дата получения свидетельства – примерно 7-10 дней после подачи заявления.

В день, который был указан в выданной расписке, следует снова посетить регистратора вместе с этой распиской и паспортом для получения свидетельства на право собственности.

Случай оформления при разделении имущества

Подобный случай оформляется с распределением долей между всеми собственниками на основании завещания, степени родства и других моментов. Некоторые спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Также доли могут быть определены по составленному договору купли-продажи. В остальном процедура оформления права собственности практически ничем не отличается от вышеприведенных случаев. При этом отметим, что каждый собственник должен получить свидетельство.

Наличие построек и сооружений на участке

При наличии построек и сооружения оформление проходит также по вышеуказанным схемам, но при этом, при оценке земельного участка, создании кадастрового плана, при составлении справок из БТИ будет учитываться наличие построек.

Оформление участка многоквартирного дома в собственность

В некоторых случаях есть возможность провести оформление подобных участков. Зачастую они прилегают к дому и становятся местом для расположения детских площадок, парковок и других сооружений. Проводить обустройство без получения свидетельства запрещается, так как это считается незаконным захватом земли.

Схема оформления следующая:

  1. Проводится общее собрание собственников дома для решения вопроса о необходимости присоединения при дворовой территории, путем получения ее в собственность. Составляется протокол общего собрания, где указывается точное решение по поставленному вопросу.
  2. В случае одобрительного вердикта общего собрания подается заявление о передаче земельного участка под многоквартирный дом в общую долевую собственность.
  3. Проводится государственная регистрация права долевой собственности.
  4. Уплачивается земельный налог.

После этого оговоренная территория в документах переходит в долевую собственность многоквартирного дома, и проводить ее благоустройство можно, для чего также получается изначально одобрение при указании плана будущих работ.

Стоимость и юридическая помощь в оформлении

В некоторых случаях проведение оформления собственности – довольно дорогая процедура. Некоторые затраты можно избежать, проведя сбор документов самостоятельно.

Однако провести уплату государственной площади следует обязательно, так как без квитанции завершить процедуру оформления практически невозможно. Величина государственной пошлины варьирует в пределе от 200 до 15000 рублей. Зачастую она составляет 1000 или 2000 рублей.

Цена зависит от нижеприведенных нюансов:

  1. От особенностей земельного участка.
  2. От статуса заявителя: физическое или юридическое лицо.
  3. От целей, которые определяют то, как будет в дальнейшем использоваться земельный участок: для строительства жилого или коммерческого, промышленного сооружения.
Процедура оформления практически в каждом случае запутанная и самостоятельно собрать документы, провести оформление достаточно сложно, для этого нужно иметь достаточное количество свободного времени. С учетом услуг нотариуса помощь профессионалов может обойтись в 10 000 или 15 000, а в некоторых случаях 20 000 рублей.

В данном случае все так же зависит от особенностей случая. Стоит отметить, что помощью юристов в рассматриваемом случае пользуются в наиболее сложных делах, когда есть проблемы с документами. Примером можно назвать отсутствие завещания, документов, устанавливающих родство, присутствие нескольких наследников.

Ведь подобные дела часто решаются в судебном порядке, где также придется представить еще дополнительный пакет документов. Однако решение суда станет основанием для получения права на собственность.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

Оставить комментарий

очиститьОтправить