Порядок регистрации по месту жительства для граждан РФ

Изменения, происшедшие в России за последние десятилетия, внесли коррективы в правила проживания российских граждан в российских регионах. Законодательством Советского Союза были предусмотрены штрафы за отсутствие регистрации по месту жительства.

Ушли в небытие административная и уголовная ответственность за тунеядство и бродяжничество. Однако, для того чтобы российские граждане обладали правами и обязанностями перед обществом необходима их регистрация по месту жительства или месту пребывания. Это начисление пенсии, установление льгот, оплата налогов, получение жилья и земельных участков, медицинское обслуживание, прав на участие в выборах и многие другие права и обязанности.

В российском законодательстве появились новые структуры и документы, направленные в помощь гражданам для установления их прав и обязанностей.

Регистрация

Административный регламент

Документы, необходимые для установки правил действия государственных структур в сфере оказания услуг общественным структурам и отдельным гражданам имеют общее определение административный регламент.

Административный регламент должен:

  • обозначить строгое определение необходимых прав и обязанностей органа власти, область её юридических прав и обязанностей;
  • установить порядок и форму взаимодействия отделений властных структур между собой на всех этапах решения вопросов, касающихся прав граждан о предоставлении им государственных услуг;
  • предоставить возможность общественным организациям, предприятиям и физическим лицам контролировать ведение рассмотрения их обращений.
Административный регламент должен предоставить гражданам и общественным предприятиям и организациям предоставить перечень услуг, обязательных к исполнению структурами власти, права, обязанности и ответственность служащих государственных структур в области предоставления услуг.

С помощью действия административных регламентов преследуются вопросы решения таких задач:

  • сделать прозрачными все действия структур исполнительной власти;
  • противодействие коррупции;
  • установку детального распорядка деятельности органов исполнительной власти и её служащих;
  • улучшение действий органов исполнительных структур, повышение эффективности её работы;

Наряду с административным регламентом, вводится электронный регламент. Его назначение:

  • уменьшение периода прохождения документов с момента их подачи до вынесения решения;
  • снижение количества ошибок и злоупотреблений чиновников;
  • создание условий для контролирования административных процессов;

Электронные и административные регламенты представляют элементы улучшения качества работы всей схемы исполнительной власти.

Таким образом, создание регламентов направлено на короткие сроки решения вопросов поставленными гражданами перед исполнительными органами, в том числе регистрации граждан на территории российских регионов.

Регистрационный учет

В настоящее время такое понятие, как прописка заменено на регистрацию граждан по месту его жительства или пребывания. Отметка в паспорте или наличие специального документа (сертификата), по которому фиксируются данные о настоящем месте проживания гражданина Российской Федерации. Регистрация граждан по выбору его нового места жительства или пребывания не требует обязательного снятия с учета с его постоянного места жительства.

На процедуру регистрации исполнительной власти (Федеральной Службе Миграции) в среднем предоставляется срок одна рабочая неделя. Обычно эта услуга предоставляется бесплатно и на её исполнение расходуется по три рабочих дня для рассмотрения предоставленных документов оформление документа служащими паспортного стола. Сроки могут быть увеличены в случае, если исполнительным структурам необходима дополнительная информация о регистрируемом гражданине.

Федеральная Служба Миграции (ФМС) осуществляет процедуру регистрации гражданина РФ по месту его нового пребывания или жительства.

Эта понятие предполагает наличие специальной отметки в паспорте адреса и даты, когда была осуществлена постановка гражданина на учет.

Для получения данной отметки необходимо предоставить адресный листок о снятии с учета, документ, удостоверяющий личность гражданина, и разрешение владельца квартиры, дома или какого-либо другого жилья.

Снятие с учета по прежнему месту жительства актуально только в случае, если меняется место жительства на длительный срок с окончательным выездом. В этом случае документы на регистрацию по новому месту жительства должны быть предоставлены в органы регистрации в недельный срок.

Регистрация по месту пребывания потребует документа, удостоверяющего личность и подтверждение (разрешение) владельца жилого помещения, предоставившего в его аренду гражданину. Эта регистрация представляет собой временную прописку, если она отлична от постоянного места жительства.

Место жительства

Что следует считать местом жительства гражданина РФ, определено в российском законодательстве: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (закон о свободе передвижения).

Для регистрации по месту жительства следует определить, что им является только жилой дом или другое помещение, в котором возможно проживание по договору найма или в качестве законного владельца.

Место пребывания

Регистрация по месту пребывания также осуществляется органами федеральной миграции в данном регионе. Понятие места пребывания трактуется как помещения, предоставляемые гражданам во временное пользование: санатории, пансионаты, гостиницы, базы туристических компаний, медицинские учреждения. К таким помещениям законом РФ определяются и учреждения уголовно-исправительных организаций, в которых проживание гражданина определяется как временное.

Фиктивная прописка

Свобода передвижения, регистрация по новому месту жительства или пребывания, в большой степени облегчают условия миграции граждан России, облегчающих им условия использования прав и свободы, с другой стороны, законодательством предусмотрены и ужесточающие нормы в отношении фиктивной регистрации граждан. Это понятие определено в той же статье 2 в Законе о свободе перемещения.

Формулировка о недостоверности данных или документов, предоставленных лицом для оформления в жилом помещении с целью проживания или пребывания в нём, обязывает к ответственности, преследуется законом в виде наказания:

  • штраф 100 000 – 500 000 рублей;
  • штраф в размере любого дохода гражданина;
  • принудительные работы сроком до трёх лет;
  • ограничением занимаемой должности на период трёх лет.

Как и где получить услуги по прописке

Законодательством РФ предусмотрены условия безусловной реализации гражданами РФ всех их прав. К этим правам относится регистрация по выбранному месту жительства или пребывания, при условии соблюдения закона.

Эта процедура проводится территориальной Федеральной Миграционной Службой, структурные отделения которой находятся во всех областных городах и их районах.

Регистрация любого вида проводится бесплатно, без востребования документов о снятии с учета по месту постоянного жительства в пределах РФ. С этими установками можно ознакомиться в Постановлении Правительства Российской Федерации № 713 (17.07.1995г).

Административный регламент определяет порядок получения гражданами государственной помощи по регистрации на новом месте жительства или пребывания. Это освещается в приказе ФМС № 288 от 11.09.2012г.

Административным регламентом установлены службы и должностные лица, за которыми закреплены обязанности:

  • первичного приёма необходимых документов на регистрацию;
  • снятие с учёта по месту пребывания и жительства;
  • подготовка документов и передача их в службу регистрации;

Эти функции возлагаются на должностных лиц в следующих структурах:

  • организации государственного и муниципального жилищного фонда (ЖЭУ);
  • кооперативы жилищного и жилищно-строительного назначения;
  • коммерческих организаций и акционерных предприятий, владеющих жилищным фондом;
  • организаций, учреждений, владеющих жилым фондом на любых правах (право оперативного или хозяйственного управления);

Лица, обратившиеся в Службу Федеральной Миграции России, или в любой из его территориальных органов представляют различные категории населения и для каждой категории должна быть представлена соответствующая регистрация:

  • жильцы, занимающие помещение в качестве собственников, подтвержденных договорами различного вида найма, установленных законом РФ;
  • по месту пребывания регистрируются граждане, выбравшие проживание на территории культовых организаций (храмов, монастырей);
  • геологи, моряки, строители-монтажники, представители различных профессий в механизированных передвижных организациях, все те, кто связан с постоянной переменой места пребывания, регистрируются по юридическому адресу расположения их организации;
  • на временное поселение регистрируются временные переселенцы, признанные таковыми Правительством России;
  • дети, оставшиеся без родителей, проходят регистрацию по месту их пребывания в специализированных предприятиях или в приёмных семьях.

Установленные сроки регистрации выполняются независимо от категории граждан, которым предусмотрена регистрация по месту жительства или пребывания.

Документы, необходимые для прописки

Необходимым условием для регистрации по новому месту жительства, является предоставление гражданином в территориальное отделение службы миграции документа, подтверждающего его личность, обращение (заявление) о регистрации по указанному месту жительства, документ, подтверждающий возможность проживания в данном жилом помещении или его заверенная копия.

Представление документов может осуществляться в электронном виде через сайт в интернете, открытый службой регистрации.

Лицо, предоставляющее жильё для регистрации, должен предоставить письменное согласие в отделение ФМС на регистрацию и вселение гражданина, при этом в этом заявлении должно быть согласие всех совершеннолетних членов, проживающих вместе с владельцем этого жилья.

Письменного согласия от владельца жилья и проживающих с ним совершеннолетних лиц требуется предоставить в Федеральную службу миграции на вселение гражданина претендующего на регистрацию вместе с совершеннолетними пользователями.

Несовершеннолетние лица подлежат регистрации по заявлению, составленному их родителями или опекунами.

Соблюдение всех необходимых установок в территориальное отделение службы миграции предоставляется пакет документов, список которого предоставляется сотрудниками этого отдела. В обязательном порядке нужно предоставить:

  • Документ, по которому можно удостоверить личность заявителя. Таким документом признаётся паспорт гражданина РФ.
  • Паспорт, выданный в СССР с неистекшим сроком действия.
  • Для несовершеннолетних лиц необходимо предоставление их свидетельства о рождении.
  • Для тех лиц, которые проживают на территории других государств также необходим документ, удостоверяющий заявителя как гражданина РФ.

Список документов для оормления по месту жительства и пребывания имеют некоторые различия. Так, для этого по месту нового жительства нужны:

  • удостоверяющий личность заявителя документ;
  • заявление на предоставление регистрации по месту нового проживания, составленное по форме №6, предоставленное заявителю сотрудниками Федеральной Службы Миграции;
  • письменное согласие собственника жилья на вселение, указанное в заявлении;

Регистрация по месту пребывания имеет немного упрощённую форму:

  • документ, на основании которого подтверждается личность заявителя;
  • заявление по форме №1, предусмотренной Административным регламентом на предоставление регистрации по месту временного пребывания заявителя;
  • документ, представляющий основание временного проживания гражданина по указанному им адресу.
Нужно отметить, что эти документы должен предоставить в службу миграции владелец жилья, предоставляющий его для регистрации и вселения нанимателя. Для этого ему с пакетом документов заявителя на регистрацию нужно обратиться за разрешением к участковому полицейскому и после положительного решения предоставить документы в отделение ФМС.

Пошаговая инструкция

Как правило, процедура не так уж сложна. Выполняя все необходимые положения, совершеннолетний заявитель завершит это мероприятие в течение недели:

  1. Наличие в паспорте отметки о выписке с предыдущего места проживания.
  2. В течение недели предоставить в паспортный отдел по новому месту проживания:
    • листок убытия прежнего места регистрации;
    • документ, по которому должна быть установлена личность заявителя на регистрацию;
    • заявление на регистрацию по новому месту жительства;
  3. Подача сотрудником паспортного отдела представленных на регистрацию заявителем документов далее в органы регистрационного учета, которым отводится срок в пределах трёх дней с момента поступления документов, произвести регистрацию заявителя.

Стоимость и сроки

Административным регламентом в Федеральной Службе Миграции приказом №228 установлено, что регистрация по месту жительства и пребывания производится бесплатно. Без взимания какой-либо пошлины.

Срок регистрации установлен в довольно жёсткие рамки для исполнителей должностных лиц службы регистрации – три дня с момента поступления документов в паспортный отдел Федеральной Службы Миграции населения.

Срок может быть увеличен до шести дней, если документы были предоставлены не в отделение территориального отделения ФМС (например, в паспортный стол).

В случае если заявитель на регистрацию по месту жительства или пребывания не предоставляет документ, отвечающий за его вселение, срок регистрации увеличивается до восьми рабочих дней.

Отказ в регистрации

Административный регламент не предусматривает отказа для обоих видов регистрации граждан. Однако представленные обстоятельства для отказа встречаются и службой миграции представлен список вариантов отказа. Таковыми причинами могут быть:

  • отсутствие договора между заявителем на регистрацию и владельцем предоставляемого жилья;
  • несогласие собственника предоставляемого жилья на его предоставление;
  • зарегистрированное тяжёлое инфекционное заболевание у регистрируемого заявителя.

Особые места для особых лиц

Особыми категориями граждан, регистрация которых производится в соответствии с разделом IV в Правилах регистрации, предусмотренных Административным регламентом в ФМС России от 11.09.2012 N 288:

  • Военнослужащим разрешена регистрация в двух вариантах, как по месту размещения части, так и по месту проживания.
  • Лица, использующие для проживания территорию религиозных организаций, могут быть регистрированы только как по месту пребывания.
  • Интернаты, медицинские учреждения, детские дома используют регистрацию только по месту пребывания.
  • Регистрация по месту пребывания предусмотрена и для категории лиц, чья работа предусматривает постоянное передвижение.
  • Кочевые народы, для которых по сегодняшний день нет постоянного места жительства, тем не менее регистрированы в одном из поселений, выбранным гражданином в пределах мест, приближенных к месту его кочевания.
  • Предусмотрена регистрация для лиц без определённого места жительства. Для этой категории лиц возможна регистрация в учреждениях социального обслуживания, то есть в ночлежках. Регистрацией без документов может пользоваться только эта категория людей.
  • Вынужденным переселенцам также предоставляется право регистрации только по месту пребывания.
Смысл регистрации обоих видов имеет назначение иметь достоверную информацию не только проживания, но и пребывания граждан. Имущественного и жилищного права не предоставляет и постоянная регистрация лиц по месту жительства, право собственности не предусмотрено и не допускается приватизация этого вида жилых помещений.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 0,00, (оценок: 0)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий